Тестирование «Я учитель»

Мониторинг информатизации системы образования

Чтобы поддерживать уровень своих компетенций на должном уровне, учитель обязан не только передавать знания, но и самостоятельно учиться на протяжении всей профессиональной деятельности.

К большому сожалению, поиск путей саморазвития российским педагогам дается непросто. Рекомендации о необходимости повышения квалификации педагогов встречаются очень часто, но они не дают конкретных указаний к действию. Поэтому учителю иногда сложно определиться, в каком направлении ему нужно двигаться. При этом, многие преподаватели отмечают, что самое трудное в поиске наиболее эффективного метода саморазвития – поставить оценку себе самому.

На помощь педагогам пришла компания «Яндекс». Чтобы каждый учитель смог выявить свои сильные и слабые стороны, эксперты разработали тестирование «Я учитель», которое помогает оценить ряд компетенций и дает рекомендации о том, как можно развить недостающие им навыки.

Оценка гибких навыков учителя

Отправной точкой тестирования важных компетенций учителя в сервисе Яндекса стало исследование в области доказательной педагогики новозеландского профессора Джона Хэтти.

Джон Хэтти – профессор образования в университетах Мельбурна и Окленда, научные интересы которого, в том числе, включают в себя измерение творческого потенциала учителей, поиск максимально эффективной модели преподавания и обучения.

В своем исследовании «Видимое обучение» профессор делает акцент на том, что результат работы педагога, в основном, становится видимым лишь в долгосрочной перспективе, и это затрудняет оценку профессиональной компетенции учителя в начальной или промежуточной стадии.

Сложность оценивания собственных достижений также испытывают и сами учителя, поскольку они могут ориентироваться лишь на «ближние» цели и результаты успехов учащихся «здесь и сейчас».

При составлении мета-теста профессор Джон Хэтти также опирался на работу команды Роберта Марцано, из университета в Колорадо – «Инструктаж в классе», и другие исследования доказательного образования, в том числе – эффективности образовательных программ. Всего ученые предлагают 12 критериев для оценки профессиональной деятельности учителя.

Доказательное образование – изучение всех аспектов образования с учетом надежных и значительных доказательств, полученных в ходе различных экспериментов. Другими словами, доказательное образование позволяет использовать научные методы и исследования для принятия образовательных решений.

Команда «Яндекс. Учебник», под руководством Ирины Савицкой, предлагает российским учителям «посмотреть на себя со стороны» при помощи 6 критериев оценки, выборочно взятых из работы Дж. Хэтти:

  • Ориентация на результат;
  • Самоанализ;
  • Взаимодействие с коллегами;
  • Развитие учащихся;
  • Индивидуальный подход в обучении;
  • Создание атмосферы в классе.

Чтобы получить сертификат соответствия, учителям предлагается ответить на 24 вопроса. В каждой из предложенных ситуаций – 4 варианта ответа. Как отмечают разработчики теста, предложенная система пользуется популярностью среди учителей. Согласно статистическим данным, примерно каждый десятый учитель России уже воспользовался им. Подробнее

Пройти тест