Цифровая школа

Материалы по проекту "Цифровая школа"

Методические рекомендации

Указы президента

7 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Указом предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов (программ) по 12 основным направлениям.

В сфере образования правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

б) решение следующих задач:

– внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

– формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

– создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

– создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

Указ

Направления деятельности правительства

Д. МЕДВЕДЕВ ПЕРЕЧИСЛИЛ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

27 сентября 2018 года, на заседании Правительства РФ прошло обсуждение Основных направлений деятельности кабмина на период до 2024 года. Речь шла и о сфере образования.

В ходе выступления председатель Правительства России напомнил о том, что за 6 лет наша страна должна войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Какие шаги для этого будут предприняты?

1. Власти в рамках программы «Цифровая экономика» планируют заниматься образовательной инфраструктурой: строить новые школьные здания, реконструировать старые, обеспечивать их интернетом.

2. Предполагается усиление переподготовки школьных учителей. По словам Л. Медведева, свыше половины педагогов общеобразовательных школ должны быть «охвачены национальной системой профессиональной подготовки и повышения квалификации», а также обладать соответствующими компетенциями в цифровой экономике.

Что еж касается учеников, то они должны проходить обучение по обновлённым программам, позволяющим сформировать ключевые навыки в цифровом мире.

3. Особое внимание будет уделено развитию дополнительного образования. К этой сфере относится и развитие технопарков и центров выявления талантов.

4.  Власти продолжат заниматься развитием высшей школы. В планах правительства повышение уровня представленности российских вузов в топ-500 глобальных рейтинга университетов и расширение экспорта российского образования, а также увеличение числа иностранных студентов.

Кроме того, вице-премьер Татьяна Голикова, которая курирует в правительстве социальный блок, отметила: «К 2024 году предполагается, что во всех школах — а по данным Росстата на сегодняшний день их более 41 тысячи — будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований».

Замглавы кабмина подчеркнула, что данные действия необходимы для того, чтобы «реализовать показатель, который обозначен указом Президента». Речь идёт о попадании России в десятку стран-лидеров по качеству общего образования.

Цифровые образовательные комплексы

«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. http://resh.edu.ru/

Яндекс.Просвещение — это совместная компания Яндекса и Просвещения.
Помогает учителям повышать индивидуальные образовательные результаты каждого ребенка, используя существующие методические комплексы Просвещения, передовые научные разработки в области цифровой педагогики и технологические решения Яндекса. Цифровая образовательная платформа для начальной школы
https://education.yandex.ru

ЯКласс — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis — тем самым, проблема списывания решена раз и навсегда. http://www.yaklass.ru

Образовательный портал Lekta. Cервисы для учителей, которые экономят время на подготовку к уроку, поиск учебных материалов и проверку заданий. Классная работа, контрольная работа, более 500 наименований ЭФУ федерального перечня https://lecta.ru/

Всероссийский образовательный проект «Школа цифрового века». В рамках данного проекта работники образовательных организаций получают широкий спектр учебных и методических материалов*, которые помогают педагогам повысить свою эффективность и достичь более высоких результатов при обучении и воспитании детей и подростков. https://шцв.рф/

Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая и свободная от рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров. Сейчас на сайте собраны все уроки естественно-научного цикла для 1–11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам. https://interneturok.ru

Цифровые инструменты

Текст для ЧЗВ блока идет сюда, нажмите редактирование чтобы изменить этот текст.

Цифровые технологии

Электронные дидактические игры. Они охватывают абсолютно все предметные области. Очень важно, чтобы таковые присутствовали в учебном процессе, причём в достаточном количестве. В учебные целях все чаще будут использоваться сложные, разветвлённые игры (квесты, ролевые, деловые игры и т.д.). Электронные дидактические игры получат большое распространение на всех возрастных уровнях. Проведение акции «Час кода» показало, что изучение основ программирования в игровой форме вызывает у учащихся живой интерес. (пример акция «Час кода»)

Симуляторы и коммуникативные тренажёры будут готовить школьников к будущим профессиям. Таким образом, удастся в разы повысить общий уровень профессионализма и развить в детях все необходимые компетенции, которые сделают их успешными в рамках современности. Деловая игра позволяет в  доступной и увлекательной форме получить информацию о тонкостях выбранной профессии. Это существенно повышает качество их обучения.  Обучаемый намного проще запоминает большие объёмы знаний, без принуждения, просто играя и наслаждаясь процессом.

Гибкие интерактивные учебные модули. Большие электронные обучающие курсы сложно адаптировать к быстро меняющимся условиям. Их место занимают цифровые укрупнённые дидактические единицы — УДЕ (интерактивные плакаты, виртуальные лаборатории, тренажёры, тестеры). Каждая из таких УДЕ является эффективным самостоятельным обучающим модулем и в то же время способствует последовательному построению системы новых знаний.

Мобильное обучение. Студенты и школьники все чаще используют для образования планшеты, смартфоны, аудиоустройства, ридеры и т.д., которые всегда под рукой: в школе, дома, в метро, автобусе и т.д. Вовсе необязательно учиться в специально отведённом помещении. Обучение доступно везде. Разработчики цифровых образовательных ресурсов адаптируют свои продукты к мобильным устройствам. Это помогает значительно удешевить затраты на приобретение дорогостоящего оборудования. Большинство современных студентов и школьников технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании. Дело в организации такого обучения: готовности педагогов и обеспечении достаточно уверенного интернет-соединения.

Доступ к  лучшим образовательным учреждениям и специалистам во всех областях знаний. Ломаются географические барьеры. В самых глухих деревнях и сёлах, благодаря интернет-технологиям, дети могут качественные знания. Открытые образовательные ресурсы вузов, научных центров и учреждений, электронных библиотек становятся доступными каждому желающему.

Интерактивное учебное видео. Одним из важнейших недостатков учебных видеороликов является отсутствие обратной связи. Растёт количество видеоканалов. Возрастные особенности детей не позволяют эффективно использовать большие по размеру обучающие видеофильмы. На смену им приходят небольшие учебные анимационные и видеоролики, обладающие инструментами интерактивности. Обучаемый в любой момент может узнать, что происходит за кадром, получить более подробную информацию, ответить на вопросы, появляющиеся по ходу демонстрации учебного ролика. Уже сейчас имеется широкий выбор конструкторов интерактивного видео. Ресурсы EduLibNet и др

Технологии виртуальной и дополненной реальности. Тренажёры, симуляторы, имитирующие тот или иной вид профессиональной деятельности, станут более доступными и будут носить не только развлекательный, а все более обучающий характер. В 2018 году будет наблюдаться постепенный переход от настольных игрушек дополненной реальности  к созданию обучающей среды, в условиях которой обучаемые будут получать подробную информацию, где находятся и что их окружает.

Облачные технологии в образовании. Главным преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация новых форм взаимодействия учителя, учащихся и их родителей. Электронные журналы и дневники станут рутинным делом. На первый план выйдут онлайн обучающие программы, тренажеры, тестеры, игры. Создание авторских разработок  не будет для учителя трудным делом, благодаря наличию большого числа интуитивно понятных онлайн конструкторов по созданию цифровых дидактических единиц разного уровня и назначения