НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Приказ Минпросвещения России от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» скачать
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования определяется участием нашей страны в международных сравнительных исследованиях качества образования. В начальной школе это исследование TIMSS, которое проводится в 4 классе (направления оценивания - математика, естествознание (окружающий мир), и исследование PIRLS (направление оценивания - читательская грамотность). В основной школе – это также исследование TIMSS, которое проводится в 8 классе (направления оценивания - математика, естествознание (физика, химия, биология, география), и исследование PISA (направления оценивания – математическая, естественнонаучная и читательская грамотность).
Совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения России от 6 мая 2019 года утвержден документ «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (методология). В методологии описываются методика, расчет ключевого показателя национального проекта «Образование», «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)». В результате появляется возможность оценить, приближается ли Российская Федерация к 10 лидирующим странам.
Также в методологии описывается регламент проведения в регионах оценки качества общего образования на основе практики международных исследований, качества подготовки обучающихся, а также приводится регламент проведения ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования в России. При этом данные для анализа собираются в рамках проведения различных мероприятий по оценке качества образования, в том числе с учетом новых процедур, связанных с развитием современных инструментов оценки качества образования.
С 1 января 2019 года при проведении мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления будут учитываться результаты проведения независимой оценки качества условий оказания услуг образовательными организациями.
Документ: постановление Правительства РФ от 16.08.2018 № 953
Независимая оценка качества образования — это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
- потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».
Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:
- требований соответствующих ФГОС,
- измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования,
- требований заказчика.
При проведении оценочных процедур используются:
- рейтинги;
- публичные доклады органов управления образованием, образовательных организаций;
- статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
- другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
Результаты независимой оценки качества образования должны способствовать:
- повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
- развитию конкурентной среды;
- выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
- сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.
Независимая система оценки качества образования. Рейтинг организаций
Единая система оценки качества образования (ЕСОКО)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Статья 95 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г № 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г № 462 "Об отверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Минфина России от 22 июля 2015г. № 116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения»
Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Министерством образования и науки РФ 1 апреля 2015 г.)
Приказ Минпросвещения России от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» скачать
Российские исследования качества образования
- Национальные исследования качества образования (НИКО) - полная информация о графике и результатах проведения Национальных исследований качества образования (НИКО)
- Российский тренинговый центр НИУ ВШЕ - проводит исследования в области качества образования
- Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО - проводит измерения качества образования В России, а таже осущестляет сравнительную оценка качества образования в России с другими странами мира
- РЦОКОиИТ - развитие информационно-аналитической, прогностической, проектной и внедренческой деятельности в направлениях оценки качества и информатизации образования
Международные исследования качества образования
- EPDC (Центр данных и образовательной политики) - представляет международные данные по образованию, инструменты для их визуализации, а также аналитические материалы
- База данных Всемирного банка по международной статистики в образовании
- «Эвридика» - информация об образовательных системах европейских стран
- International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA) – международная ассоциация национальных исследовательских организаций и правительственных агентств. Ассоциация проводит международные сравнительные исследования качества обучения школьников (TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS)
- OECD/Education - ресурс Организации экономического сотрудничества и развития по образованию в странах ОЭСР и группе других стран. Содержит аналитические обзоры, результаты исследований, статистику
- PIRLS - полная информация о международном сравнительном исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)
- PISA - Полная информация о международном сравнительном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment)
- TIMSS - полная информация о международном сравнительном исследовании TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study)
Подробнее на сайте ФИОКО Международные сопоставительные исследования смотреть