Корпорация «Яндекс» назвала компетенции, которые необходимо развивать школьным учителям

Урок с цифровыми сервисами. Из опыта работы учителя.

Как сообщили представители пресс-службы «Яндекс. Учебника», корпорация проводит бесплатное тестирование компетенций педагогов «Я учитель». На сегодняшний день онлайн-диагностику прошли уже свыше ста тысяч педагогов, и эксперты уже успели проанализировать ответы и подвести предварительные итоги.

По информации пресс-службы «Яндекс. Учебника», данный тест даёт возможность измерить шесть компетенций учителей, которые в соответствии с международными исследованиями существенно влияют на результаты обучающихся. Речь идёт о следующих компетенциях:

  • ориентация на результат,
  • анализ собственных действий,
  • конструктивное сотрудничество с коллегами,
  • развитие,
  • индивидуальный подход к ученикам,
  • умение создавать правильную атмосферу в классе.

Согласно результатам диагностики выяснилось, что лучше всего у большей части прошедших тест учителей развит навык сотрудничества с коллегами: отмечен высокий балл (от 75% до 100%) у более чем 51% педагогов. Данная компетенция развивается постоянно с начала карьеры и до её завершения.

Всего 26% учителей получили высокий балл в компетенции «ориентация на учебный результат». Специалисты объясняют это тем, что эта компетенция предполагает, что результат можно увидеть в ближайшее время. Однако образование – процесс долговременный и непрерывный, и его итоги очевидны далеко не всегда. Кроме того, для многих педагогов ориентация на результат – относительно новый показатель эффективности, заимствованный из бизнес-среды, поэтому не все учителя понимают его суть.

Диагностика также показала, что у учителей начальной школы лучше всего развиты навыки сотрудничества с коллегами (на 7%), развития обучающихся (на 5,6%) и индивидуального подхода (на 4,5%).

Что же касается учителей среднего и старшего звена, то у них лучше развит навык анализа своих действий (на 8%), который тесным образом связан с опытом работы. В частности, данная компетенция наиболее развита в середине карьеры (10-20 лет стажа), но уже с достижением 30-летнего опыта работы способность к рефлексии значительно падает. Не особо склонны к анализу собственной деятельности педагоги учителя и в начале карьеры.

Отмечается также, что учителя средней и старшей школы навыки индивидуального подхода и ориентации на учебный результат развивают с опытом.

Комментируя полученные данные, Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения «Яндекс. Учебника», сообщила: «Мы создали инструмент, который даёт возможность учителям посмотреть на себя со стороны, увидеть свои сильные и слабые стороны, обдумать их. Мы хотели сделать его безопасным и простым, поэтому у учителей есть возможность не регистрироваться сразу, а указать данные только для получения сертификата. Тест — это инструмент, созданный в помощь учителю. Рефлексия над собственными результатами особенно полезна сейчас, когда все ушли на дистанционное обучение, и учителя как никогда растеряны и не очень понимают, что делать».

Стоит отметить, что тест можно пройти до 11 апреля. По завершении участники такой онлайн-диагностики получают рекомендации по развитию компетенций и электронный сертификат. Планируется этот проект продолжить осенью.